Что умирает для жизни, то вечно живет в памяти народной

«Что умирает для жизни, то вечно живет в памяти народной»

    Как бы нам не было сегодня обидно признавать, свидетели важных исторических событий по лености или непониманию  уносят с собой в небытие  интересные ценные факты и сведения об истории наших народов.              

   Те немногочисленные документы, которые изображают  реальные картины  истории,  помогают по крупицам восстанавливать наше историческое наследие и  подлинно правдиво рассказать о людях, сыгравших значимую роль в судьбе Страны гор и его народов.                                                             

   Продолжая серию публикаций о духовном и историческом наследии горских евреев, Фонд  предпринимает попытку восстановить реальные действия комитета  Еврейской коммунистической партии «Поалей Цион» на основе подлинных документов архива Республики Дагестан.

    С 29 декабря 1920 года по 5 января 1921 года в городе Дербенте проходил  Первый объединенный съезд  горско-еврейской бедноты Дагестанской и Терской областей. Созван съезд был на основании  постановления организационного бюро Кавказского краевого комитета по созыву съезда народов Востока от 16 августа 1920года.                                                    Организаторами съезда были члены Совета действия и  пропаганды  Еврейской Коммунистической партии «Поалей Цион» по Дагестанской области - члены съезда народов Востока Магарик и Худайнатов. Уже на самом съезде председателем избрали  товарища Островского. Из восьмидесяти  делегатов съезда  четверо представляли  Еврейский  коммунистический союз молодежи.                                                                     Поднимали вопросы борьбы с сионистами, говорили о необходимости создания Еврейских Исполнительных комитетов, об участии горских евреев в  составлении конституции  ДАССР, о  первых опытах  борьбы  за осуществление лозунга национального самоопределения  еврейских трудовых масс в пределах Дагестана и  Терека, о стойкой и самоотверженной  борьбе без поражения  за волю всего еврейского трудового народа.               

  От каждого делегата требовалось заполнение анкеты о количестве евреев, экономическом положении (данные об  имущих, середняках и бедняках), о главном занятии, количестве пострадавших от погромов, о результатах национализации торговых и промышленных  предприятий, о развитии кустарной промышленности, о положении евреев-кустарей после установления власти Советов, о взаимоотношениях с представителями других конфессий, об отношении власти  на местах к еврейскому населению, о деятельности  еврейских женщин, о наличии еврейских школ, о количестве обучающихся в этих школах, уточнение языка, на котором ведутся занятия в еврейских школах, о предметах, преподаваемых в данных школах, а также о наличии  еврейских библиотек, клубов, курсов для взрослых  евреев, детских садов, культурно-просветительных учреждений, профессиональных школ той местности, от которой  он был делегирован.                                                                                                 

   В те годы при  Кавкрайкоме  «Поалей Цион» действовал отдел  по работе среди  женщин .Руководила отделом товарищ Нисанова.  На  Первом съезде горско-еврейской бедноты от лица женщин нашего народа с докладом выступила   руководитель данного отдела. Горские еврейки требовали полной ликвидации безграмотности горско-еврейских женщин, привлечения женщин-евреек к общественной и политической жизни страны, обязательного обучения  всех горских евреек в школах  всех ступеней. Требовали не выдавать горско-еврейских девушек до семнадцатилетнего возраста замуж, требовали запрещения многоженства и двоеженства  среди горских евреев, отмену калыма  во всех его явных и скрытых формах, устройства родильных приходов для облегчения положения горско-еврейской женщины-матери. Также объявили горячий протест против  институтов «Евома» и «Халица», считая данные проявления  актом грубого насилия над волей  горско-еврейской  женщины, выступали против принудительного брака  бездетной вдовы с братом  покойного мужа.             Голос еврейских женщин был услышан-на съезде были приняты резолюции, защищающие интересы еврейских женщин в  затронутых вопросах.    

   Звучали призывы коммунистов партии «Поалей Цион» о необходимости  создания социализма  в Палестине.                                                                                

  Были обращения от горских евреев о притеснении их  представителями других народов. В официальном прошении евреи Хашманзила  выражали негодование по поводу лишений и издевательств, которым они подвергались в годы революции.  

    Это документы  столетней давности, подробно описывающие первые шаги  дагестанских коммунистов-евреев, вошли  они сегодня  в  состав  ценных архивных документов советского периода  ГКУ «ЦГА РД», и  объединены в коллекцию  фонда Объединенного съезда горско-еврейской бедноты Терской и Дагестанской областей  с хронологическими рамками: 1920-1921г.г.                     

   В составе   восьми единиц хранения данного фонда  документы (протоколы, приветствия, доклады, письма, заявления, мандаты, анкеты, удостоверения членов Центрального комитета еврейской коммунистической партии), имеющие историческую ценность, часть из которых велись на еврейском языке.                                                                                                                   

   Многочисленные документы архива первой половины двадцатого века подтверждают, что у истоков тех или иных событий, оставивших значимый след  в жизни горских евреев, стояли высокообразованные и  прогрессивные представители нашего народа. Один из организаторов съезда – Закай Юхананович Худайнатов  был учителем горско-еврейской школы слободы Хасавюрт, горско-еврейской школы города Грозный, директором и преподавателем Петровского русско-горско-еврейского училища.            Человек, в котором от природы  было заложено творческое начало, приложил  большие усилия для развития культурно-просветительского потенциала горских евреев- Закай Худайнатов являлся председателем «Ахдут  утхия», создал драматическую труппу, в составе которой было семнадцать артистов-горских евреев( список труппы и репертуара на русском и еврейском языках приложен к публикации).

   Основная работа Закая Юханановича –это  руководство  Еврейской коммунистической  партией  «Поалей Цион» по Дагестанской области.                 13 сентября 1920г.  Совет пропаганды и действия революционных народов Востока г.Баку  Закая Худайнатова направляют в Москву  от горских евреев  Кавказа  для доклада о нуждах своего народа  перед ВЦИК   и   Совнаркомом СССР.  В   фотофондах    ГКУ «ЦГА РД» сохранилась   фотография         Катханова ,Солиева и Худайнатова, на которой они запечатлены в Москве, на Красной площади, 2 октября 1920 года, а также многочисленные документы о партийной деятельности  Закая  Юханановича, удостоверение личности и письма личного характера, которые он писал своей супруге Лизе.

     Выживая в столь трудное время, когда вся страна восстанавливалась от разрухи  после Гражданской войны, а люди толпами умирали голодной смертью, яркие представители нашего многострадального народа  не теряли  благородства и веры в светлое будущее.                                                                                           

    В 1922 году часть членов «Поалей Цион» была принята в  РКП (б), а летом 1928 года последние группы «Поалей Цион» в СССР  прекратили свое существование. А Закаю Юханановичу не суждено было продолжать партийную деятельность-жестокая жизнь диктовала свои правила, против которых он оказался бессильным. За попытку помочь представителям горско-еврейской бедноты избежать уголовной ответственности, он был привлечен к ответственности  и сам, его обвинили в попытке дачи взятки, исключили из партии   и  завели уголовное дело.